Условия труда в зимний период

Одним из основных факторов для комфортной трудовой деятельности является микроклимат в рабочем помещении. Это касается как производственных, так и офисных помещений. Обеспечение комфортных условий труда ложится на работодателя и регламентируется рядом положений СанПиНа. В них перечислены основные показатели комфортного микроклимата, которые учитывают так же энергозатраты работающего и длительность рабочего периода. 

Для производственных помещений существует деление на теплый и холодный период года, который базируется на переходе среднесуточной температуры воздуха через отметку +10 °C.
Так же введено понятие оптимальных и допустимых условий микроклимата в помещениях. Оптимальные температурные показатели для работы в офисе в зимний период составляют +22-24 °C, допустимая не ниже +20 °C.
Таким образом, работодатель обязан привести микроклимат в рабочих помещениях к данным показателям, используя вентиляционные и отопительные системы. При этом существует возможность уменьшить налогооблагаемую базу на величину расходов, связанных с данными мероприятиями.

Что касается сотрудников, которые работают на открытом воздухе в холодное время года, для них существуют нормативы обязывающие работодателя предоставлять перерывы для отдыха в рабочее время в специально оборудованных теплых помещениях. А так же комплект утепленной одежды и средстств защиты от низких температур.
В процессе оценки условий труда возникает много нюансов, связанных с обеспечением всех необходимых факторов, связанных в том числе с созданием комфортного микроклимата для сотрудников. Специалисты нашей организации готовы проконсультировать вас по всем возникающим вопросам в этой сфере.

Специальная оценка труда офисных сотрудников

В скором времени в ФЗ о СОУТ могут произойти изменения, которые касаются оценки условий труда офисных работников. Соответствующие поправки поддержала Гос. Дума в первом чтении.

Нововведения коснутся периодичности проведения спецоценки. Так, ранее период действия декларации соответствия по результатам СУОТ составлял 5 лет. По истечению этого срока было необходимо вновь проводить оценку, независимо от того изменились ли условия труда. После приятия поправок станет возможным проводить такую оценку единожды, на тех рабочих местах, где условия труда являются оптимальными или допустимыми, а так же не изменились за данный период времени. Это позволит снизить нагрузку на организации с офисными сотрудниками.Однако, если в организации были зафиксированы нарушения условий охраны труда, а так же были зафиксированы несчастные случаи на производстве, сохраняется необходимость проведения внеплановой оценки условий труда.

СОУТ на временных рабочих местах

Иногда в организации возникает ситуация, когда работодатель нанимает сотрудника на ограниченный период времени. При этом для него создается временное рабочее место. С точки зрения охраны труда возникает вопрос - необходимо ли проводить спецоценку условий труда для созданного рабочего места?

Министерство труда дает комментарий для данной ситуации. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ существует несколько категорий работников, в отношении которых не проводится спецоценка. Это дистанционные работники, надомники, а так же трудовые отношения между двумя физическими лицами. Из этого следует, что в отношении временных рабочих мест необходимо проводить внеплановую специальную оценку условий труда, в том числе, в случае если они создаются на срок менее 12 месяцев.

В случае нарушения порядка проведения СОУТ организация несет административную ответственность. Для соблюдения всех нюансов проведения оценки вы можете обратиться за консультацией к специалистам нашей компании.

Надо ли проводить СОУТ для курьеров и промоутеров?

Многие работодатели задаются вопросом, каким образом проводить специальную оценку условий труда для работников, не имеющих постоянное рабочее место. В эту категорию попадают, например промоутеры и курьеры, работающие в организации. 

 

Прежде всего надо отметить, что оценка для данной категории проводится. Поскольку, согласно Закона № 426-ФЗ оценка не проводится только в отношении дистанционных и надомных работников, в которую вышеназванные рабочие места не попадают.
Происходит это через определение производимых ими типичных технологических операций с однотипными опасными или вредными факторами производства, путем оценки тех рисков, которые они в процессе оказывают на работников и время выполнения отдельной технологической операции.


Сама процедура проводится стандартным образом. То есть специализированной организацией и работодателем, которые создают комиссию для оценки. Создается перечень рабочих мест, выявляются аналогичные рабочие места и результаты оценки распространяются на них.
Каким образом определить рабочее место для данной категории работников? Согласно Трудовому Кодексу РФ, рабочее место - это то место куда работник должен прибыть или находиться в связи с выполнениями его рабочих обязанностей. В данном случае рабочее место курьера или промоутера может быть отнесено к рабочим местам с территориально меняющимися рабочими зонами.

Отличия оценки профессиональных рисков от СОУТ

По Российскому законодательству обеспечение безопасности труда обеспечивается прежде всего мероприятиями по проведению специальной оценки условий труда на рабочем месте. Результаты СОУТ выявляют вредные и опасные факторы, посредством инструментальных замеров. Их можно использовать для создания комфортных условий для сотрудника, а так же для разработки мероприятий по улучшению условий труда.

Существует ряд причин по которым такая оценка не является исчерпывающей для выявления всех существующих рисков. Поскольку при проведении СОУТ не учитываются некоторые факторы производства, а так же нестандартные ситуации. Так же, в процессе такой оценки не учитываются личностные особенности работников, происходит унификация рабочих мест и должностей.

Для того чтобы учитывались все факторы для работника, в том числе личностные, рекомендуется проводить оценку профессиональных рисков.При проведении такой оценки учитывается вся деятельность работника, а не конкретное  рабочее место. Следовательно, будут учитываться и риски перемещения работников, возникающие временные обязанности, а так же другие нестандартные ситуации. Дополнительно учитываются инструментальные измерения производственных факторов. Кроме того, в процессе привлекаются работники организации, в том числе для обучения и поиска возможностей снижения профессиональных рисков.

Для построения более качественной системы охраны труда в организации рекомендуется использовать не только СОУТ, но и оценку профессиональных рисков.

Новые требования к медосмотру офисных работников

По новым правилам работодатель обязан проверять условия работы в офисе на степень вредности для здоровья. Прежде всего это касается уровня электромагнитного излучения. После чего медосмотр должны будут проходить только те сотрудники на рабочих местах которых этот уровень превышен.

Данное нововведение появилось в связи с тем, что Министерство труда и Минздрав убрали работу за ПК из списка вредных факторов. Чтобы не создавалось ситуации при которой офисный сотрудник не был защищен от вредных факторов, введен обязательный контроль уровня излучения выше нормы.  На таком рабочем месте сотрудник должен проходить медицинскую комиссию два раза в год.

Для того чтобы определить, превышена ли норма излучения на рабочем месте, мы рекомендуем обратиться к специалистам, проводящим специальную оценку условий труда. Поскольку в ситуации, когда оценка проведена с нарушениями, сотрудник имеет право обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда, это может грозить судебными разбирательствами и штрафами для работодателя.

Наша организация готова оказать профессиональную консультацию и провести инструментальную экспертизу в вашем офисе.

Требования к компьютерному рабочему месту при проведении СОУТ

Прежде всего руководствуются положениями СанПиН. Данные правила относятся как к ПК, так и с другой офисной технике - принтеры, сканеры, источники бесперебойного питания и другое оборудование.
Существует ряд требований к помещениям. Основная часть окон должна выходить на восток и северо-восток и быть оборудована защитой от солнца - жалюзи, козырьки или занавеси. Минимальная площадь на одно рабочее место должна составлять 4,5 кв. м. Расстояние между мониторами должно составлять не менее 2 м, и не менее 1,2 м с торца монитора.


Так же существует норматив разделения рабочих мест перегородками высотой 1,5-2 м. Такие перегородки необходимы, если при работе с ПК требуется значительное умственное напряжение или творческая работа.
Отдельные требования предъявляются к столу и рабочему креслу, которое должно иметь подъемно-поворотный и наклонный механизм,  для регулирования угла наклона спинки. Рабочая поверхность стола должна иметь высоту 680-800 мм, в зависимости от высота работника, а так же иметь коэффициент отражения 0,5-0,7.
Так же существует ряд параметров для правильного размещения ПК на рабочем столе, клавиатуры.


Для правильного оборудования рабочего места, которое будет соответствовать всем требованиям СанПиН, а так же другим нормативным положениям мы рекомендуем вам обратиться к специалистам в области охраны труда.  Наши сотрудники готовы оказать консультацию и провести оценку условий труда в вашей организации.

Работа за компьютером и специальная оценка условий труда

Ранее, работа за ПК относилась к вредным факторам труда и производства, при которых работодатель был обязан проводить обязательные предварительные и периодические медосмотры. Это касалось вредного излучения электромагнитных частот. При проведении за компьютером более 50% рабочего времени работник подвергается вредным факторам и должен проходить данные осмотры.
Однако, эта мера вызывала долгие споры. Многие специалисты считали данный пункт обоснованным, только когда данные факторы отнесены к вредным и опасным классам. При этом многие работники в настоящее время заняты весь рабочий день исключительно за ПК и в этой ситуации излучение не является вредным фактором. То есть, работая в таких условиях более половины рабочего времени работник не должен будет проходить медосмотры.
В результате Минтруда РФ внес поправку в перечень вредных и опасных факторов при наличии которых необходимы обязательные медосмотры, исключив их них электромагнитное излучение определенного спектра при работе за ПЭВМ. С мая 2020 года можно однозначно трактовать ситуацию и при работе за ПК более 50% рабочего времени более нет необходимости в обязательных осмотрах.